To main content

Изменения в законодательстве в сфере защиты прав потребителей и регулирования торговой деятельности за 2019 год

Обзор подготовлен Советником Председателя АЦК по правовым вопросам Маншук Киябаевой
В течение 2019 года была проведена работа по совершенствованию законодательной базы регулирования торговой деятельности, а также защиты прав потребителей в Республике Казахстан

Изменения направлены на расширение полномочий уполномоченных органов, в т.ч. уравнивание принципов регулирования торговой и электронной торговой деятельности, работы в рамках ВТО и ЕАЭС, закрепление обязанностей субъектов внутренней торговли, законодательное регулирование деятельности субъектов электронной торговли, дополнительные меры по стимулированию субъектов внешнеторговой деятельности в виде тарифных льгот и преференций, определены меры направленные на повышение конкурентоспособности развития товаров отечественного производства, а именно:

  • Дополнена компетенция уполномоченных органов в области маркировки и прослеживаемости товаров.
  • Урегулирован порядок взаимодействия государственных органов по вопросам, связанным со Всемирной торговой организацией (ВТО).
  • Дополнены исключения по применению таможенно-тарифных, нетарифных и торговых мер для оказания гуманитарной помощи.
  • Закон расширен в части фулфилмент центров в целях развития электронной торговли.
Были внесены изменения в:

− Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» (далее – Закон о регулировании торговой деятельности).

− Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).


Изменения были внесены следующими законами:

− Закон Республики Казахстан от 8 января 2019 года № 215-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы».

− Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года № 241-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности».

− Закон Республики Казахстан от 28 октября 2019 года № 268-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса».



В настоящей статье мы хотели бы рассмотреть наиболее важные и интересные изменения в законах о регулировании торговой деятельности и защите прав потребителей.
Изменения в Законе о регулировании торговой деятельности



1. По тексту Закона о регулировании торговой деятельности словосочетание «торговая деятельность» заменено на «внутренняя торговля».

Также является примечательным, что изменения затронули и структуру государственных органов. В 2019 году Указом Президента РК «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» создано новое Министерство торговли и интеграции. Функции отдельных департаментов и комитетов по защите прав потребителей и регулировании торговой деятельности перешли от Министерства национальной экономики в Министерство торговли и интеграции: Комитет по защите прав потребителей, Департамент внутренней торговли и Департамент внешнеторговой деятельности.

Данное изменение направлено на разграничение торговой деятельности внутри РК и по экспортно-импортным операциям.


2. В статье 6 Закона о регулировании торговой деятельности расширена компетенция правительства РК, что позволяет правительству РК сотрудничать с иностранными организациями в сфере торговой деятельности, в случае участия продавцов в международных выставках, экспорта товаров.


3. Статья 9 Закона о регулировании торговой деятельности была дополнена вторым абзацем, в котором конкретизируется ценообразование для внутренней торговли, т.е. цены за товары при реализации на территории РК должны указываться в тенге (на условиях публичного договора). Если ранее не было конкретизации по торговле и данная норма распространялась на любую торговую деятельность, то сейчас данная норма направлена только для внутренней торговли, что для продавцов, выходящих на экспорт, данная норма исходя из контекста не применяется.

Данное изменение исходит также из практической проблемы, что продавцы на интернет-ресурсах продолжают указывать стоимость товаров в иностранной валюте. Поскольку в основном сделки осуществляются между резидентами РК, то соответственно и платежи должны проходить в тенге.
Казахстан являясь участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС) имеет определенные обязательства, в том числе по приведению национального законодательства в соответствие с положениями Договора о ЕАЭС.

4. В целях дальнейшей интеграции положений Договора о ЕАЭС в законодательство РК введены новые положения из Договора о ЕАЭС, такие как:

− компенсирующая мера (статья 22-1). Определен порядок применения компенсирующих мер. Полномочия по принятию решений о применении компенсационных мер отнесены к компетенции Правительства РК.

− средство идентификации (Пп. 31 статьи 1). Норма о средствах идентификации введена в рамках положений о маркировке товаров. Также маркировка товаров введена с целью дальнейшего противодействия реализации контрафактной продукции на территории РК, а также притоку платежей и налогов в бюджет.

− национальный каталог товаров (Пп. 45 статьи 1). В соответствии с пп. 3-1 п. 3 статьи 32 Закона о регулировании торговой деятельности предусмотрен запрет на продажу немаркированного товара, в случае если такой товар подлежит маркировке. В данных целях также введено определение национального каталога товаров.

− тарифная льгота (статья 16-2) и тарифная преференция (статья 16-3). Введение тарифных льгот и преференций направлено на содействие и стимулирование развития торговли в РК. Тарифные льготы предусматривают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставки. Норма направлена на улучшение условий внешнеторговой деятельности. Тарифные преференции предусматривают снижение таможенных пошлин для товаров, ввозимых из государств, с которыми у РК заключены договоры о зоне свободной торговли, а также ввозимых из развивающихся стран.


5. Цели регулирования торговой деятельности, указанные в статье 3 Закона о регулировании торговой деятельности, дополнены еще одной целью «повышение конкурентоспособности отечественных товаров». Данная норма введена в целях осуществления производства на рынке отечественных товаров и конкурирование с иностранными товарами, путем поддержки торговой деятельности местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения.
Казахстан поставил перед собой задачу увеличения доли электронной торговли в общем рыночном товарообороте. Первым шагом к выполнению данной задачи было введение налоговых льгот для субъектов предпринимательства, осуществляющих электронную торговлю товарами в 2018 году. Изменения, внесенные в течение 2019 г в Закон о защите потребителей, являются следующим шагом.

6. В статью 2-1 Закона о защите прав потребителей введен новый принцип обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли. Данная норма обеспечивает равные возможности защиты прав потребителей при осуществлении электронных покупок и покупок в других формах.


7. Возложены определенные обязательства на продавцов в электронной торговле и электронных торговых площадок. Данные обязательства введены в целях законодательного регулирования обязательств продавцов в электронной торговле, в связи с развитием электронной торговли в РК и появлением новых электронных торговых площадок:

− Продавец в электронной торговле перед заключением договора купли-продажи обязан предоставить потребителю информацию о процедуре оплаты товара и его стоимости (часть 5 статьи 24 Закона о защите прав потребителей).

− Потребителю при реализации продавцом товара в электронной торговле в случае технической реализации должна быть предоставлена возможность оценки или комментирования (оставление отзыва о товаре и продавце) товара и продавца (п. 5 статьи 28).

− Продавец обязан предоставлять информацию о стоимости и доставке товаров до заключения с покупателем договора (п. 8-1 статьи 30 Закона о защите прав потребителей).

− Наличие у торговых площадок внутренних процедур по недопущению некорректных действий продавцов и предоставление ими недостоверной информации для предотвращения незаконной торговли (п. 1 статьи 33-1 Закона о защите прав потребителей).

− Торговые площадки обязаны работать через защищенные каналы связи (п. 2 статьи 33-1 Закона о защите прав потребителей).

Изменения в части внутренних мер безопасности предусматривают обязательство электронных торговых площадок проводить проверку и допускать продавцов на такую электронную торговую площадку только после проведения проверки и прохождения продавцом процедур безопасности. Введением таких норм законодатель предпринимает меры по защите всех участников электронной торговой площадки, в том числе решаются вопросы оперативного рассмотрения претензий потребителей /покупателей. И установление порядка эффективной работы такой площадки.


8. В соответствии с пп. 6 п. 1 статьи 30 Закона о защите прав потребителей введена норма по невозврату «абонентского устройства сотовой связи». Данная норма широко обсуждалась в СМИ. Теперь после приобретения сотовых телефонов возврат в течение 14 дней невозможен.


9. Пп. 56 статьи 1 Закона о регулировании торговой деятельности введено понятие «электронная коммерция», которое нацелено на разграничение приобретения и продажи товаров и услуг на электронных торговых площадках, а также в связи с развитием возможностей продажи услуг в интернете и необходимости правового регулирования такой деятельности.



Исходя из анализа всех введенных изменений можно сделать следующие выводы:

1) Государство нацелено на расширение полномочий государственных органов в части электронной торговли, маркировки товаров и сотрудничества в рамках ВТО;

2) Развивается политика по регулированию в области электронной торговли, прослеживаемости товаров и деятельности лиц по хранению, упаковке и доставке товаров.
Что мы можем ожидать в ближайшие годы в рамках политики по развитию электронной торговли:

  1. Выход казахстанских компаний на национальные ЭТП, обеспечивающие последующий выход на международные ЭТП (поддержка, консультация, продвижение, защита);
  2. Разграничение уровня защиты потребителей / бизнеса в зависимости от формата B2B, B2C, C2C;
  3. Упрощение процедур регистрации интеллектуальных прав на ПО (программное обеспечение);
  4. От ограничений → к стимулированию электронной коммерции;
  5. Приоритет продвижения сельскохозяйственной продукции на электронную торговлю.